Раскрывает ли Фортис секретную информацию

То и дело я получаю этот нелепый вопрос про то, не раскрываю ли я секретную информацию, когда обучаю английскому языку по методике Академии внешней разведки.

Давай заглянем в мозг к задающему вопрос и слегка его препарируем.

Что там у нас в башке?

Несколько прикольных убеждений:

1. Все, что относится к работе спецслужб — секретно. (Именно «все»)

2. Там, в этих загадочных спецслужбах, преподают тоже загадочные (тайные, законспирированные, загримированные) люди (которые, по-видимому, носят темные очки, длинные плащи и широкополые шляпы).

3. В загадочных секретных спецслужбах эти люди в плащах и шляпах непременно должны были разработать тайный, сверхмощный, мозг-сносящий метод изучения языков. Такой метод, чтобы рррраз! — и говоришь, как англичанин. Без акцента. За месяц.

4. Об этом супер-методе не должен знать враг, иначе он тоже подготовит кого-нибудь за месяц, а тот приедет сюда и сделает нам гадость. А мы и не поймем, что он вражина…

(Лично я имел подобные представления лет в 12, но потом как-то позврослел. Увы, не всем это удается).

Пойдем дальше.

Мозг, имеющий перечисленные выше убеждения, должен неизбежно прийти к следующему логическому заключению:

Фортис либо гад-предатель (сдал всю контору, падла), либо мошенник, никогда в спецслужбах не служивший (и супер-метода не знающий).

Ух…

Даже не знаю, с чего начинать лечение…

Наверное, просто объясню одну штуку.

Секретным является то, что может нанести вред государству и конкретным людям (агентам, разведчикам) в частности.

Интересно, какой вред может нанести информация об изучении иностранных языков?

Небось, не спят теперь спокойно наши нелегалы в Штатах… ворочаются ночами, видят ужасы… про то, как Фортис рассказывает всем про Ритмопедию и динамические стереотипы. Никогда еще Штирлиц не был так близко к провалу…

Да нет, мой конспиративный друг, методика — это общенаучная дисциплина. И иностранные языки в Академии ФСБ так же несекретны, как курс истории, обществознания или уголовного права.

И преподаватели языка там тоже совсем даже не секретные. И делают доклады на научных конференциях… без темных очков. А еще пишут диссертации под своими именами и подчас одновременно работают в других (совсем-совсем не секретных) вузах. А многие, о ужас, еще и подрабатывают на подготовительных курсах для абитуры…

Добро пожаловать в реальный мир, мой наивный.

Чем бы тебя еще шокировать?

Чем бы стимулировать твое взросление?

Аааа… да. Не придумали еще этот ацццкий метод… чтоб за месяц… до уровня носителя… и без акценту.

Двести лет думали — и не придумали.

И потому курсанты Академии ФСБ (те самые, которые ездят потом на Гелендвагенах) учат язык аж 5 лет. И я учил 5 лет. А в Академии внешней разведки — 2 года (и то только потому, что учили его до этого в гражданских вузах).

Так что если увидишь на просторах Интернета деятеля, который утверждает, что обучает «по тайному методу спецслужб» (разумеется, за месяц), захохочи ему в виртуальную морду и захлопни окно браузера. Богаче будешь.

А в спецслужбах действительно есть своя методическая система. Не метод, а именно методическая система (как-нибудь объясню разницу). И эта система «заточена» под обучение оперработников, которым надо говорить на естественном языке, знакомиться, много общаться, вести политические дискуссии, вербовать и прочее.

То есть это особая система постановки свободной, беглой и правильной речи, а также умения блестяще понимать на слух.

Система обучения ОБЩЕНИЮ на уровне носителя.

И «фишка» не в сроках, а в результатах.

Если захочешь заниматься по этой системе, то вот ссылка:

www.EnglishXtreme.ru

(Берем меньше половины желающих, поэтому заполняй анкету ответственно, плиз)

Игорь Фортис

Хорошо, что раввины об этом не узнали

Расскажу тебе забавную историю про Александра, главного менеджера нашей Академии.

Вообще менеджеру знать английский как бы и не обязательно. По крайней мере, на свободном уровне.

Но бывают случаи, когда незнание языка может привести к непредсказуемым последствиям…

В общем, звонит он мне как-то и просит разрешения лететь в Израиль. Спрашиваю его, отчего такая срочность (ведь он был там полгода назад). Отвечает, что ему предложили поработать оператором на одном специфическом мероприятии.

Дело в том, что в иудаизме мальчик достигает совершеннолетия в 13 лет (а девочка аж в 12). А, стало быть, он уже может отвечать за свои поступки. И даже может жениться. И его называют бар-мицва.

(В очередной раз склоняю голову перед мудростью еврейского народа. У нас в 13 лет еще шкет сопливый, а у них уже мужик. И у него лет 5 шлифовки мужских качеств, до того, как русский мальчик «осознает», что он уже взрослый… Впрочем, сейчас не об этом).

В общем зажиточная еврейская семья через знакомых прознала про увлечение Александра видео-съемками и пригласила заснять ритуал бар-мицва. Баксов за 500, если не ошибаюсь (с оплатой дороги). И это, понятное дело, в 5 раз дешевле, чем нанимать оператора там (еще один респект еврейской практичности!)

Я его, конечно, отпустил, он съездил, снял и вернулся счастливый.

На этом история бы и закончилась, если бы в один прекрасный день (примерно через месяц) он не прислал мне свое видео. Похвастаться.

Включаю. Перед моими глазами проходит весь ритуал. Все довольно интересно. Мальчика готовят, наряжают, вокруг суетятся счастливые родственники… Народу больше, чем на свадьбе. Они все куда-то едут, веселятся (все это под забойную сашину музыку, идущую фоном), а потом наступает главное событие — собственно посвящение.

Появляются три раввина и начинают водить вокруг мальчика круги с Торой в руках. Или же все вместе ходят кругами вокруг чего-то… не суть. Главное, другое. Александр в этот момент фоном поставил очень красивую песню Сэма Смита… «Money on my mind».

Еще не понимаешь прикол?

Тогда представь. На экране ходят кругами три раввина. Служители культа. Святые, понимаешь, люди. И фоном идут слова:

«I don’t have money on my mind
Money on my mind…
Money on my mind…»

(«Я не думаю о деньгах, О ДЕНЬГАХ, О ДЕНЬГАХ, О ДЕНЬГАХ…» — именно с таким упором на эту щекотливую тему).

(А Саша мне еще раньше сказал, что за участие в церемонии раввинам отменно заплатили…).

И хотя песня вроде как про любовь и про то, что деньги не важны, в данном контексте эффект получается в точности противоположным… Лично я валялся под столом от смеха.

Наверное, вообще не стоило использовать здесь песню про деньги.

А дело в том, что Саша, когда подбирал песню под свое видео, ориентировался на красоту мелодии, но не понимал слова… Вот печаль!

Но зато создал шедевр с пляшущими раввинами под речитатив «деньги на уме, деньги на уме…». Никогда этого не забуду.

Посоветовал ему в будущем советоваться со мной, подбирая фон под видео.

И учить английский.

Кстати, заказчику видео понравилось, просил приезжать еще…

Но я все же советую учить язык профессионально. Так, на всякий случай…

Где учить? Почему бы не в самой лучшей онлайн школе?

www.EnglishXtreme.ru

Игорь Фортис

За какой срок можно выучить язык?

Это, по моим наблюдениям, самый частый вопрос, который задают неофиты.

Когда его задает первоклассник, ему обычно отвечают, что процесс займет 11 лет (и стыдливо умалчивают, что это нифига не даст).

Если спрашивает абитуриент иняза, то понятно: язык учат 5 лет.

Так сколько же?

Слушай, а сколько времени займет слепить снежную бабу?

Это вопрос к тебе. Что ответишь?

А вот не ответишь. Потому что для ответа (особенно если ты профи в делании баб) тебе понадобятся кое-какие детали…

Сколько человек будут лепить?

Их возраст?

Какого размера планируется баба?

Сколько времени за раз планируется тратить на создание сего шедевра?

Морковка в наличии есть? Или надо бежать в овощной?

А снег-то выпал? (Москва вот уже забыла, что это такое…)

Ну и так далее. Я думаю, идея понятна.

С языком все так же.

Если твоя мечта — поразить торговку на базаре в Турции, то я смогу подготовить тебя за час. Или даже за 15 минут.

А если ты хочешь сделать головокружительную карьеру, ездить на международные конференции, смотреть, читать, общаться (как на родном)… то…

Хм… опять же не знаю.

Могу точно сказать, что это будет не менее года (а чаще два). И только в серьезной профессиональной программе. 

​​Впрочем…​​

Лучше расскажу одну китайскую притчу, которую обычно рассказываю в таких случаях.

Шли как-то два человека по дороге из Шанси в Пекин.

День шли, два… неделю.

Вдруг видят старого даоса, идущего им навстречу.

Спрашивают: «Откуда идешь, дедушка?»

«Из Пекина иду».

Обрадовались путники. Спрашивают его: «Мы как раз туда. Как долго нам еще идти до Пекина?»

Посмотрел на них дед (почти таким же печальным взглядом, каким Фортис смотрит на студентов…) и говорит: «Идите…»

Удивились мужики. И даже немного обиделись. Ему, что, трудно сказать? Попросили еще раз, вежливее… И услышали крик старика: «Идите!!!»

Мужики выругались, повернулись и пошли своей дорогой.

Проходит минута. И вдруг слышат издалека голос даоса: «Вам идти три с половиной дня».

«А что же ты нам сразу этого не сказал?» — кричат в ответ.

И слышат: «Я должен был увидеть, насколько быстро вы идете…»

Притча на этом заканчивается, но есть в ней и неочевидный смысл.

В чем он?

ИДИТЕ!!!

www.EnglishXtreme.ru

Игорь Фортис

Метод: смотрим в книгу, видим фигу

Меня всегда забавляют доморощенные «методы» изучения языков. Этим методическим кулибиным было бы полезно изучить такой предмет как «история методики», который преподают во всех педвузах. И тогда бы они с удивлением открыли для себя, что их «новый метод» — это маленькая смешная фигня, которую уже заюзали еще в прошлом веке и выкинули в сточную канаву за полной ненадобностью.

Да, золотой век методики пришелся на 60е-70е годы 20 столетия. После этого ничего существенного не изобрели. Появился только один метод — коммуникативный, да и он по сути привнес мало чего нового.

Но «методические кулибины» не сидят сложа руки. Они продолжают изобретать велосипеды, про один из которых я и хочу тебе рассказать.

Звонит мне как-то старая знакомая и спрашивает методического совета. Мол, времени ходить на курсы решительно нет (классическая отмазка), но есть-де новый метод (тут уже можно начинать смеяться), и состоит он вот в чем…

Берем, значит, книгу на английском — и (не поверишь!) читаем ее вслух.

(Погоди, это еще не весь «метод»)

Главная фишка в том, что… прочитать ее надо как можно большее число раз в течение месяца. И не важно, что 90% слов будут незнакомыми. Читаем, читаем и читаем (как завещал великий Ленин).

Ну вот. Разве не гениально? (Какого хрена ученые бились сто лет?)

Я ей сразу же предложил проверить эффективность сего подхода на китайском языке. Покупаешь толстую книгу с иероглифами и читаешь ее от корки до корки раз 5. И через месяц… тебя увозят в дурку.

Ну а теперь серьезно:

  1. От количества повторов (без обращения к словарю) усваиваемость не улучшается. А если не известно 90% слов и начать смотреть каждое в словаре, сколько раз можно прочитать книгу за месяц? Правильный ответ: нисколько. Уже через 10 страниц изучение языка закончится… с сохранением стойкого рвотного рефлекса.
  2. Даже если допустить, что неизвестными будут лишь 50% слов, то, не зная правил чтения и не имея поставленного произношения, ты будешь читать вслух и ЗАТВЕРДИШЬ неверное произношение незнакомых (и многих знакомых) слов. Намертво.
  3. Подобное чтение вслух к черту убьет интонацию. Переучиваться потом с «бу-бу-бу» на нормальную английскую речь будет мукой адовой.
  4. В итоге ты разочаруешься в «методе», в английском языке и себе самом.

Нет желания проверить мои предсказания?

А ведь история методики дает нам много примеров того, как пытались учить язык «через чтение». И неизбежно приходили к результатам, которые я описал выше.

Даже великий вождь революции, не зная методики, попал в эту ловушку. Отчего когда заговорил в Лондоне (еще и картаво), ввел англичан в полнейший ступор…

В общем, запомни три вещи:

  • Сначала надо поставить произношение всех звуков с учителем
  • Параллельно освоить английскую интонацию и ритм
  • … и изучить правила чтения.

Только после этого можно приступать к чтению текстов.

Именно такая методическая последовательность используется в программе Xtreme English, где можешь оказаться и ты (и не попасть на удочку методических невежд):

www.EnglishXtreme.ru

Игорь Фортис

Благоухающий пердеж журналистов

Сидел я на днях в налоговой, в очереди к инспектору. Рядом сидела дама лет тридцати в забавной шляпке, ловко листала ленту Фейспука и тыкала на лайки. Время от времени она поднимала взгляд, осматривала коридор и шумно вздыхала.

Ей было скучно. И тягостно.

Видимо, почувствовав во мне собрата по несчастью, дама стала эмоционально ныть по поводу налогов, американских гадостей и гнусных политиков.

За 10 минут «общения» она поведала мне все последние новости и сплетни. Некоторые из них сопровождались наглядной демонстрацией на телефоне.

И вот, узнав, что у меня своя онлайн-школа английского языка, мадам сперва воскликнула: «Ух ты!», а потом печально вздохнула и сказала, что УЖАСНО хочет знать английский, но, увы, у нее «совершенно нет на это времени»…

Ну да. Зато у нее дохрена времени нюхать журналистский пердеж.

Каюсь, я тоже это нюхал. Еще совсем недавно случайно воспользовался поиском Яндекса, зацепился взглядом за новость и прочел про мальчика из Уренгоя, который в Бундестаге сказал что-то сострадательное по поводу погибшего немецкого солдатика.

И потом я пять дней «следил» за этой новостью. Потому что не мог понять, отчего все на него накинулись и за что хотят съесть живьем. Когда я учился в ГДР в последние годы советской власти, то состоял в обществе немецко-советской дружбы, и постоянно участвовал в подобных детских мероприятиях, где мы вместе с немецкими детишками клеймили войну, сожалели о жертвах и выступали за мир во всем мире. (Кстати, такие же речи толкал тогда и подполковник Путин как директор дома немецко-советской дружбы в Дрездене).

Впрочем, дело не в бедном мальчике и даже не в истеричных воплях, которые наполнили Интернет. А в том, что я это читал ПЯТЬ ДНЕЙ! И в общей сложности потратил на какого-то уренгойского малолетку больше часа своего времени.

А был ли мальчик-то?..

Сколько тратишь на новости ты? Насколько тебя захватывает сиюминутное и чепуховое? Позволяешь ли ты кому-то управлять тобой через твои эмоции? Вот об этом подумай сегодня.

Как-то я видел объявление о поиске блоггера для интернет-издания. От него требовалось писать 12 «новостей» в день. Двенадцать, Карл! Столько писать сложно. После шестой новости человек просто начинает сочинять, допридумывать, преувеличивать. Поэтому новости именно таковы. Мнения, гипотезы, спекуляции. Журналисты пытаются выпердывать 12 новостей в день, и желательно быстрее и зловоннее «конкурентов». Это сплошной вездесущий пердеж в интернет-пространство…

То же касается и Фейсбука. И поэтому я называю его Фейспуком.

Ты знаешь, что в казино обычно не бывает часов? Потому что владельцы не хотят, чтобы ты помнил о времени. Ты должен сидеть там как можно дольше (и как можно больше тратить).

В Фейспуке то же самое. Он создан для того, чтобы задержать тебя там подольше, и чтобы вынудить тебя кликать на рекламу. Их задача — втянуть тебя в социальное пространство, заставить там жить, спать и заниматься сексом.

То же с телевидением (но для более старшей аудитории).

И все эти ресурсы манипулируют с помощью нашего ЭГО. Ведь нам «стыдно» не знать новостей, быть не в курсе происходящего…

А любимый мной Эпиктет как-то сказал:

«Если ты хочешь стать мудрее, будь готов к тому, чтобы тебя считали глупым и непрактичным во внешних вещах».

Поэтому вот мой тебе совет: прекращай читать эту хрень.

  • Используй в качестве поиска не Яндекс, а Гугл (в нем нет новостей).
  • Не смотри телевизор (кроме хорошего кино).
  • Выключи уведомления на телефоне (уведомления об смс, соцсетях и т.д.). Снеси к чертям новостные приложения.
  • Удали с телефона Фейспук, ВКроватке и Твиттер.

Конечно, ты можешь всем этим пользоваться, но только с компа и в определенное время. А носить с собой в кармане эту фабрику новостного зловония и позволять ей вмешиваться в твою жизнь очень не советую. (Я недавно удалил группу Xtreme English в Фейспуке и тем самым закрыл последний пердящий источник на своем айфоне).

Все эти новости, цитаты, фотки в соцсетях — это просто шум. Сиюминутный шум.

Увидев какую-то «новость» из нашего вечно ругающегося Дома-3 (в который превратилось все медиа-пространство), подумай, будет ли она важна завтра, или послезавтра… через месяц, год… Или просто кто-то пукнул — и это развеется ветром через минуту… Стоит ли вдыхать эти смердящие пары?..

У тебя всегда есть время на то, чтобы заняться ВАЖНЫМ. Тем, что двигает тебя вперед. И остается с тобой навсегда.

Вместо новостей читай то, что читает элита спецслужб и дипломатии — «Историю Пелопоннесской войны» Фукидида. Это про войну между Афинами и Спартой 2500 лет назад. Мудрость этой книги выдержала испытание временем. Ты поймешь природу человеческого характера — и суть сразу всех «новостей»…

А если захочешь посвятить свое время профессиональному изучению английского, то попробуй школу особого типа:

www.EnglishXtreme.ru

(и советую серьезно заполнять анкету, ибо кандидатов вроде той пердящей дамочки из налоговой я отправляю… в Лингвалево)

Игорь Фортис